Началась борьба за данные пользователей «ВКонтакте»

Соцсеть «ВКонтакте» подала в Арбитражный суд Москвы иск, требуя прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг.


Началась борьба за данные пользователей "ВКонтакте"«ВКонтакте» подала иск против компании Double Data и Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

«Мы подтверждаем, что обратились с иском к компании Double Data (ООО «Дабл»), и требуем прекратить незаконный сбор информационных материалов и открытых данных пользователей», — сообщила Forbes во вторник, 31 января, пресс-служба Mail.ru Group, которой принадлежит ООО «ВКонтакте».

В документе говорится, что Double Data разработала программный механизм, собирающий и анализирующий сведения из открытых пользовательских профилей — их порядка 407 млн.

«ВКонтакте» утверждает, что собранные имена и фамилии, фото профиля, данные о месте жительства, работы и учебы, частоте посещения страницы, друзьях и используемом устройстве заносились в базу данных, на основе которой был построен сервис для оценки кредитного рейтинга. НКБИ пыталось продавать этот сервис банкам. При этом ни пользователи, ни «ВКонтакте» разрешения на коммерческое использование данных не давали.

«Google, Facebook, Amazon и другие интернет-гиганты используют данные пользователей, чтобы сделать их жизнь лучше: предугадывают поисковые запросы, показывают релевантную рекламу и подсказывают нужные товары, — заявил Forbes Дмитрий Зубанов, директор по развитию Double Data. — Логично, что, лучше зная своего потребителя, банковский бизнес, так же мог бы идти навстречу клиенту: персонализировать услуги и предлагать только нужный продукт». Он приводит примеры: банк может предлагать карты для накопления «миль» тем, кто «чекинится» за рубежом, автостраховку  — тем, кто выкладывает в соцсиальные сети «селфи» за рулем, ипотеку — семьям, которые ждут ребенка.  Сбор и обработка данных, которые пользователь оставил открытыми,   без запроса на специальное разрешение, не противоречат законодательству о персональных данных, подчеркивает Зубанов.

В Double Data полагают, что иск «ВКонтакте» является средством в конкурентной борьбе. Гендиректор работающего под брендом Double Data ООО «Дабл» Максим Гинжук напомнил в интервью изданию, что Mail.Ru Group сама инвестирует в big data, включая продукты для оценки кредитных рисков при кредитовании частных лиц. Гинжук считает, что, раз пользователи предпочли сделать те или иные сведения о себе открытыми, никто не имеет право монополизировать их использование.

В качестве компенсации по иску «ВКонтакте» требует с ООО «Дабл» и НБКИ символическую сумму: по одному рублю.