Недавно в Интернете разместили записку американской учительницы младших классов Бренди Янг, в которой она сообщила родителям своих учеников, что домашних заданий в ее классе не будет до конца года. Это дало толчок к возобновлению полемики на тему, нужны ли вообще «домашки» школьникам, или они лишь отравляют жизнь им и их родителям.

Сторонники идеи отмены домашних заданий приводя шесть причин в пользу того, что они не эффективны.

  1. Они вредят здоровью детей: из-за перезагруженности у ребенка нарушаются зрение, осанка, сон и т.д.

  2. Они отбирают много времени у детей, которое можно было бы потратить на более важные и нужные для жизни предметы.

  3. Домашние задания не влияют на успеваемость. Хотя этот постулат не вполне доказан, его все же используют, ссылаясь на опыт Алфи Кона, проводившего исследования в младших классах и доказавшего это на цифрах.

  4. Домашнее задание оторвано от жизни и ничему не учит.

  5. Домашнее задание убивает тягу к знаниям, превращая учебу в тяжелую и неинтересную повинность.

  6. Домашние задания портят отношения между детьми и родителями.

Однако противники идеи по каждому пункту приводят свои контраргументы.

  1. Здоровью вредят не сами задания, а то, как долго дети сидят за столом, и занимаются ли они при этом спортом и физкультурой.

  2. У детей вполне может остаться время на «более важные дела», если правильно распланировать время.

  3. Оппонент Алфи Кона Том Шеррингтон провел свое исследование и доказал, что влияние на успеваемость домашних заданий в младших классах действительно невелико, а вот в старших, начиная с 11 лет, связь очевидна и однозначна: чем чаще дети делают задания дома, тем более блестящие результаты они показывают.

  4. Не все школьные предметы оторваны от жизни. А изучение наук, никак не связанных с повседневностью, способствует общему развитию личности. Ранняя узкая специализация в обучении превращает людей в «зашоренных винтиков системы».

  5. Тягу к знаниям убивают не домашние задания как таковые, а муштра и однообразие.

  6. По мнению специалистов, портят отношения между людьми не сами проблемы (домашние задания в том числе), а то, как они к этому относятся. Есть случаи, когда у дети старших классов начинали больше уважать родителей за их глубокие и интересные замечания по тому или иному предмету.

Впрочем, в этой полемике есть и сторонники «золотой середины». Они уверены, что домашние задания должны быть, но необходимо, во-первых, сократить их количество, и, во-вторых, использовать дифференцированный подход: увеличивать или уменьшать количество заданий в зависимости от возраста, уровня подготовленности и будущей специализации ученика.

 

 А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?